Современный этап называют исследовательским этапом развития метапредметного подхода (1980-1990-е гг.) и связывают с именами Ю.В.Громыко Ю.В., В.В. Краевского В.В., А.В. Хуторского. Официальный этап нашел отражение во втором поколении образовательных стандартов в 2008 г. в современном образовании.
• Громыко Ю.В. - в качестве содержания образования устанавливается деятельность, не относящаяся к собственно, предметной. Школьники должны изучать метапредметы Знак, Знание, Проблема, Задача. Подробнее можно познакомиться на сайтах:НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Московский департамент образования - http://edu-strateg.ru/, • Краевский В.В. – под метапредметностью понимается допредметность. Это должно отражаться в последовательности проектирования учебных курсов.
• Хуторской А.В. - метапредметность – средство человекосообразного личностного образования -
ВНИМАНИЕ!
Критерии
оценки конкурсных метапредметных уроков
см. Положение о
проведении сетевого конкурса метапредметного урока в начальной школе «Открывая мир, открываешь себя»)
№ п/п
|
Критерии
|
Максимальный балл
|
1.
|
Конструирование методологического образа обучающегося
как целевого фактора построения образовательного процесса.
|
2 балла, в т.ч.
|
1.1.
|
Виды образовательной деятельности обучающегося на уроке:
1)
познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нем; 2) создание учеником личностного продукта
образования как эквивалента собственного образовательного приращения; 3) самоорганизация предыдущих видов
деятельности - познания и созидания.
|
1
балл
|
1.2.
|
Проявление
качеств личности обучающегося на уроке:
1) когнитивные
(познавательные) качества — умение
чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений,
обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.; 2) аксеологические (ценностно-смысловые)
качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям;
раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего
мнения и др.; 3) методологические
(оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной
деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее
достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление;
коммуникативные качества и др.
|
1
балл
|
2.
|
Выбор
фундаментального образовательного объекта урока
|
1 балл
|
3.
|
Формулировка целей урока.
|
9 баллов, в т.ч.
|
3.1.
|
Предметные, ориентированные на формирование
у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и
применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области
|
3
балла
|
3.2.
|
Метапредметные, направленные на расширение
опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному
стандарту по предмету, формирование познавательных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий
|
3
балла
|
3.3.
|
Личностные, предполагающие
ценностно-смысловую ориентацию учащихся в содержании учебного материала,
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование
личностных универсальных учебных действий.
|
3
балла
|
4.
|
Разработка
образовательной ситуации урока
|
8 баллов, в т.ч.
|
4.1.
|
Инициирование процесса познания
|
2
балла
|
4.2.
|
Проблематизация
|
2
балла
|
4.3.
|
Поиск методов разрешения проблемы
|
2
балла
|
4.4.
|
Трансформация незнания в метазнание
|
2
балла
|
5.
|
Определение способов оценки результатов урока и рефлексии
учащимися хода урока и результатов собственной деятельности (адекватность способов оценки
трем группам образовательных результатов: предметным, метапредметным и
личностным)
|
3 балла
|
6.
|
Разработка структуры урока (расчет времени, требуемого для
каждого этапа и вида деятельности учащихся, подбор методических приемов и
техник для каждого этапа урока)
|
3 балла
|
7.
|
Разработка домашнего задания (ориентированность на создание
учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения
как результат урока.
|
3 балла
|
8.
|
Оформление работы в блоге (творческий подход и оригинальность в
подаче материала, аккуратность в оформлении)
|
1 балл
|
|
Итого:
|
30 баллов
|
Структура урока по подходу А.В. Хуторского
Также разработки метапредметных уроков можно посмотреть, зарегистрировавшись на сайте "Сетевая школа методиста", по ссылке.
Скачать разработку метапредметного урока "Тоогой унгэтэ юртэмсэ соо" можно здесь.
Глоссарий
Метапредметный подход – организация
деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи
способов работы со знанием.
Метапредмет – это
предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею
предметности и одновременно НАДпредметности.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе
нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
Метапредметная деятельность
– деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение
обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью…
связана с жизненными ситуациями.
Фундаментальный
образовательный объект – узловые точки
основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная
область познания и конструируется система знаний о них (А.В.Хуторской).
Универсальные учебные действия
– это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними
навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные
действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких
способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках
заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Образовательная ситуация –
это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или
организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную
деятельность всех её участников. Её целью является рождение учениками
образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов)
в ходе специально организованной деятельности.
Открытые задания не имеют
однозначных результатов их выполнения. Такие задания принципиально отличаются
от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, у которых есть
"правильные" ответы, с которыми сравнивается полученный учеником
результат. Открытые задания предполагают лишь возможные направления. Получаемый
же учеником результат всегда уникален и отражает степень его творческого
самовыражения.
Желаем успехов и успешных находок!
|