Мы живем в мире постоянно нарастающего потока информации. Наши учащиеся – активные члены информационного общества. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Меняется и роль педагога в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися. Одной из новых информационных технологий, с которой педагогам необходимо познакомиться и активно использовать в учебно-воспитательном процессе, является технология Web 2.0. Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети. С помощью Web 2.0 можно организовать коллективную деятельность: · общение в режиме реального времени
· совместный поиск и хранение информации;
· создание и совместное использование медиа-материалов;
· совместное создание и редактирование гипертекстов;
· совместное редактирование текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
· совместное использование разнообразных документов;
· совместное редактирование и использование календарей и расписаний. В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных целях, дополняя их собственными материалами. Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний ученик получает в процессе так называемого неформального обучения — общения с ровесниками, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам. Процесс неформального обучения происходит «без отрыва от производства» — ученики сами определяют, каких знаний им не хватает, какая информация для этого нужна, где и когда ее искать. Оптимизировать учебный процесс позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Одним из таких наборов современных инструментов для общения и совместной работы являются Google Apps, которые помогают школьникам получать навыки необходимые им как в обучении, так и в дальнейшей жизни. Google Apps не требуют дополнительного аппаратного оборудования, программного обеспечения, в них нет рекламы. Кроме того, они бесплатны для учебных заведений. Google Apps позволяют избавиться от необходимости организовывать предоставление услуг потребительского характера, таких как обслуживание электронной почты и системы календарей, и сконцентрироваться на тех вещах, которыми мы и должны заниматься, например, на расширении ресурсов для более качественного преподавания, обучения и создания проектов различного уровня. Базовый пакет Google Apps для учебных заведений включает перечисленные ниже компоненты. · Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов. Календарь Google: учащиеся и педагоги могут составлять свой рабочий график, расписание мероприятий и обмениваться этой информацией. Для администрации образовательного учреждения создание общешкольного календаря поможет решить целый ряд организационных проблем, связанных с большим количеством филиалов, зданий и сотрудников. Публикация в сети Интернет календаря классных и общешкольных мероприятий, позволит учащимся и их родителям оптимально распределять своё время, контролировать процесс обучения и быть в курсе всех событий, происходящих в школе. А когда педагоги через Интернет общаются с отсутствующими по болезни или другим причинам школьниками или работают над учебным (воспитательным) проектом с группой учащихся из другого населенного пункта, для них крайне важна возможность использовать общие календари, обмениваться мгновенными сообщениями и свободно работать над документам в совместном режиме. К тому же, все эти функции нужны им независимо от того, находятся ли они в пути, в школе или дома. Google Talk: учащиеся, педагоги и родители могут звонить своим знакомым, общаться между собой и отправлять мгновенные сообщения бесплатно в любое время в любой точке мира. Документы Google: совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, совместная работа в пределах группы или всей школы в режиме реального времени. Интегрированные формы и таблицы дают преимущества с точки зрения работы с системой. Возможность создавать и отслеживать какие угодно заметки и запросы в любое время и из любого места. Теперь составление планов воспитательной работы, учебных занятий, написание основной образовательной программы, в соответствии с требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является коллективным процессом. Этим занимаются вместе все учителя, обучающие детей одного возраста. И то, что они работают в разных школах, зданиях, филиалах, больше не преграда. Такой коллективный подход позволяет значительно повысить качество обучения. Для учащихся же использование Документов Google является хорошим подспорьем при написании мини-проектов по различным учебным предметам (история, обществознание, МХК, физика и т.д.), создании проектов бизнес-планов, социальных и исследовательских проектов при изучении «Основ проектирования». Совместные проекты серьезно помогают обучению, и не только потому, что учащиеся обмениваются идеями и помогают друг другу совершенствовать свои письменные навыки, но также и потому, что сам этот процесс учит их совместной работе с другими людьми. А это очень ценный практический опыт для каждого человека. Сайты Google: совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте. Для создания сайтов совсем необязательно знать язык HTML. Так этот сервис с успехом может быть использован не только для создания сайтов класса, воспитательных и социально-значимых проектов, но и для создания педагогами образовательных сайтов различной тематики. Предлагаем вашему вниманию наши сайты метаэтнопроектов, созданные в данной среде: "Угай амисхал" и "Юрта-модель мира" МБОУ Нагалыкская СОШ (см. ссылки на левой панели). Google Видео для учебных заведений: это решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы. Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами – от личных ноутбуков до школьных компьютеров и сотовых телефонов. Используя любое из этих устройств, можно получить доступ к почте, календарю и чату в течение 99,9% времени, получить SMS-уведомления о мероприятиях в календаре. Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и учащимся, и педагогам, и родителям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, вторым — применять современные подходы к обучению, а третьим принимать непосредственное участие в процессе обучения и воспитания наших детей. P.S. Образовательная галактика Intel начинает I этап конференции "Наша новая школа" и запускает серию обучающих занятий по освоению Google. Cпешите принять участие! http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=9&showentry=1473 Также предлагаю Вам прочитать интервью с Михаилом Кушниром, руководителем проекта по внедрению электронных журналов в департаменте образования Москвы, известным человеком в области ИКТ в образовании: http://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=7&showentry=3380 |