Сейчас в школах идет горячая подготовка к проведению нашего ежегодного традиционного праздника Сагаалган, и наверняка у многих возникает вопрос: как провести его в инновационной форме? И в данном посте я хочу вам предложить некоторые идеи организации данного праздника в контексте метапредметного подхода. Во-первых, давайте разберемся с понятием "метапредметный подход", какова история происхождения этого слова? Цитирую из последней книги А.В.Хуторского "Метапредметный подход в обучении":
«Мета» - означает «стоящее за». Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики». С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего. Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных - Вл. Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей - истины, добра и красоты. «Мета» (что означает «за», «через», «над»), как часть слова, используется для обозначения таких систем, которые служат для описания или исследования других систем, например, метатеория, метаязык. Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; это знания о получении знаний, о методах познания. Метазнания - архитектура целостной картины мира. Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач". И наконец, А.В.Хуторской предлагает реализовывать метапредметный подход через систему занятий, объединённых
общей культурно-исторической темой (в данном случае, тема "Сагаалган"), которая позволяет организовывать комплексное
творчество детей на единой содержательной основе, одновременно решая совершенно
специфические задачи каждого из учебных предметов. Например,
культурно-исторический календарь и другие ритмически повторяющиеся явления,
события и традиции позволяют "стягивать" достаточно разнородные
учебные дисциплины и концентрировать содержание образования вокруг узловых
аспектов темы. Вслед за интеграцией идёт дифференциация, вплоть до выявления
нового культурного или природного объединяющего все стороны начала, специфические задачи каждого из учебных предметов. Например, культурно-исторический календарь и другие ритмически повторяющиеся явления, события и традиции позволяют "стягивать" достаточно разнородные учебные дисциплины и концентрировать содержание образования вокруг узловых аспектов темы. Вслед за интеграцией идёт дифференциация, вплоть до выявления нового культурного или природного объединяющего все стороны начала. Итак, попробуем разработать виды предметной учебной деятельности школьников по нашей единой теме:
Русский язык, бурятский язык, литература-анализ понятий и терминов праздника, выпуск стенгазеты или школьного журнала, конкурс сочинений на школьном сайте, открытые уроки по анализу стихотворения бурятских поэтов о Белом месяце, например, Г.Раднаевой, Б.Дугарова и т.п.; История- чтение статьи Д.Банзарова "Белый месяц: празднование Нового года у монголов", анализ Интернет-источников, составление проектов, обсуждение культурологических тем; Математика -числовая символика недели, составление задач на тему праздника; Химия-изучение химического процесса, например, получения традиционной кисломолочной белой пищи; Физика,астрономия - изучение лунного календаря, происходящих астрономических явлений; Биология-урок по теме: "Традиционная бурятская пища: ее влияние на организм"; География-составление карты Google "Где отмечают Новый год по восточному календарю" Музыка- конкурс "переделанных" современных песен на тему "Сагаалган", например, в стиле рэпа или модного ныне дабстепа; МХК- знакомство с картинами бурятских художников о Сагаалгане (см.электронный учебник); Информатика - составление алгоритма празднования, расписания праздника, восточного гороскопа, например, в календаре Google или в таблице Exsel;
Технология- изучение технологии приготовления бурятского блюда, подготовка подарков, поделок; Физкультура- конкурс бурятских национальных игр; Также очень актуальна проектная деятельность, здесь можно развернуть "Парковый урок" в бурятской юрте с применением информационных технологий с публикацией на школьном сайте или блоге учителя. Таким образом, в результате проведения Сагаалгана в данном формате наши дети получают представление о целостности мира через изучение своих традиций, что актуально в контексте метапредметного подхода.
Желаю удачи!
|