Шабалова Оксана Александровна, учитель бурятского языка МБОУ "Хабаровская ООШ" Эхирит-Булагатского района
См. сайт с коллекцией мультфильмов по адресу: http://buryatmult.blogspot.ru/
Ярким, познавательным элементом образовательного процесса на уроках бурятского языка является использование мультфильмов, что меняет характер традиционного урока, делая его более увлекательным и необычным, развивает коммуникативные способности, способствует расширению кругозора и увеличению лексического запаса.
При работе с видеоматериалами задействованы все четыре вида коммуникативной деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо, что позволяет говорить об эффективности их использования на уроке.
Подбор мультфильмов, как и процесс разработки системы заданий к ним, очень трудоемок, он занимает много времени и требует много усилий со стороны учителя, но, единожды собрав материал, им можно пользоваться неоднократно.
При использовании мультфильмов необходимо соблюдать ряд условий, способствующих эффективному использованию материала:
• изображение и звук должны быть четкими и качественными;
• используемый материал должен соответствовать уровню знаний ученика;
• мультфильм необходимо показывать поэтапно;
• мультфильм должен быть разделен на смысловые отрезки, имеющие законченный сюжет, длительностью не более 10-15 минут.
• язык, употребляемый в мультфильме должен соответствовать требованиям и нормам литературного языка;
• новые слова, фразы, идиомы и фразеологизмы должны употребляться в умеренном количестве.
Этапы работы с мультфильмами:
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Цель этапа: мотивировать ученика, снять возможные сложности восприятия текста и подготовить к выполнению заданий.
1. На этом этапе сообщается название мультфильма и предлагается угадать его содержание, предсказать возможный ход событий, возможно также обсуждение афоризма или высказывания знаменитых людей, выражающее суть фильма.
2. Снятие языковых трудностей и трудностей понимания содержания видеоматериала. Предварительный просмотр словаря и предложений (фраз). Знакомство с новыми словами, которые могут вызвать трудности при просмотре видеофильма, рассмотрение примеров их употребления в предложениях, взятых из фильма, анализ грамматических структур, фразеологических единиц.
3. Передается краткое содержание мультфильма до его просмотра, учитель обращает внимание на вопросы, касающиеся содержания, на которые необходимо ответить позже, задания, связанные с последующим пересказом содержания, задания на определение последовательности и поведения персонажей и т.д.
ПРОСМОТР
Цель этого этапа: обеспечить понимание содержания мультфильма, развитие языковой компетенции ученика с учетом его реальных возможностей.
На этапе просмотра могут выполняться следующие задания:
• Информационный поиск. Выполняются упражнения на поиск информации, восстановление текста (во время просмотра заполнить пропуски в тексте, записанном на листке), лексико-грамматические упражнения, задания на указание верных и неверных утверждений; выбор одного правильного варианта из нескольких предложенных.
• Небольшой конспект по ходу мультфильма, который понадобятся для выполнения заданий на последемонстрационном этапе.
• Проверка предсказаний, сделанных до просмотра видеофильма.
• Работа с отдельным сегментом. Возможность сделать паузу или разбить фильм на сегменты помогает определить понимание деталей сюжета, дает возможность озаглавить эпизод, прогнозировать дальнейший ход развития событий, задать различные вопросы: «Хэн хэлээб?», «Геройнууд юу хэнэб?», «Хаана үйлэ болоноб?» и т.д. Также возможна дискуссия или пересказ видеосегмента, его дешифровка.
• В зависимости от количества просмотров видеоматериала возможно ролевое дублирование текста, которое научит не буквально переводить текст, а интерпретировать смысл высказывания, учитывая интонацию, мимику, жесты героев.
ПОСЛЕДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭТАП
Цель этапа: используя видеоматериал максимально способствовать развитию коммуникативной компетенции ученика.
Возможно выполнение следующих заданий:
1. Проверка выполненных заданий, а также понимания основного содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств.
2. Обсуждение. Возможно описание места действия, характеристика персонажей видеофильма, организация дискуссий, анализирование происходящего на экране.
3. Ролевая игра, в основе которой сюжет или ситуация мультфильма.
ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП
Цель этапа: способствовать развитию устной или письменной речи ученика.
1. Дополнительное чтение и обсуждение проблемных или информационных текстов по теме видеоматериала (статьи из газет и журналов, исследовательские проекты, отрывки из книг и т.д.).
2. Письменные работы. Написание письма, краткого пересказа или размышлений на заданную тему, касающуюся просмотренного сюжета, составление диалогов, хронологических таблиц и т.д.
3. Исследовательская работа, основанная на поиске дополнительной информации, касающейся темы видеоматериала, возможно подготовка презентации. Например, поиск информации о сказке или героях, о которых шла речь в мультфильме, статьи из газет и журналов по теме и т.д.
Эффективность использования мультфильмов на уроке бурятского языка бесспорна, но следует помнить, о необходимости правильной организации структуры мультурока, согласованности учебных возможностей мультфильма и задач обучения.
|