В связи с внедрением новых образовательных стандартов одним из важнейших направлений работы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям своего народа. Одним из способов решения данных задач мы видим в реализации инновационных широмасштабных метапредметных проектов с этнокультурным компонентом с использованием сервисов Google, так называемых метаэтнопроектов.
Во-первых, в новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения, достижение которых невозможно без метапредметного подхода в обучении.
Во-вторых, именно проектная деятельность является наиболее продуктивной в реализации данных целей, что предполагает рациональное сочетание теоретических знаний с их практическим применением.
В-третьих, использование сервисов Google на основе проектной деятельности предполагает развитие качеств личности XXI века и соответствует программе развития универсальных учебных действий, приведенной в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Таким образом, метапредметный подход, основанный на интеграции сервисов Google с образовательной технологией – методом проектов в этнокультурном контексте поможет решить основные задачи современного образования.
Так какую же роль играют сетевые сервисы Google в решении данных задач?
1. Оформление проектов на основе сайтов Google:
- «Дыхание предков» -проект МОУ Нагалыкская СОШ;
- Реализован метаэтнопроект «Юрта-модель мира», на образовательной Галактике Интел получил много положительных отзывов.
2. Организация сетевых проектов: запущен сетевой межрегиональный метаэтнопроект «Гэсэр.21 век», главной целью которого является изучение эпоса с позиции метапредметности с использованием
информационных технологий, в т.ч. сервисов Google.
Название проекта
|
Образовательное учреждение
|
Общешкольный метаэтнопроект «Гэсэр» эпос hуралсал ба хγмγγжγγлгын уута» (Нити обучения и воспитания в эпосе "Гэсэр") |
Республиканский
бурятский лицей-интернат №1 г. Улан-Удэ Республики Бурятия
|
Мульфильм по мотивам эпоса "Гэсэр"
|
МБОУ "Еланцынская СОШ" Ольхонского района Иркутской области
|
Фильм "Гэсэр" в судьбе нукутской земли"
|
МБОУ Нукутская СОШ Нукутского района Иркутской области
|
"Математические явления в эпосе "Гэсэр"
|
МБОУ Нагалыкская СОШ Баяндаевского района Иркутской области
|
Таким образом, инструменты GoogleSites являются удобной, доступной Интернет-платформой, имеющей много прекрасных возможностей.
2. Следующий аспект моего выступления - я хочу показать попытку «перелаживания» роли сервисов Google в реализации метапредметного подхода в этнокультурном контексте.
При реализации метапредметного подхода, по мнению А.В.Хуторского, объект рассматривается с нескольких позиций (разных наук, предметов, точек зрения). Так каким же образом сервисы Google можно связать с конкретными предметами и вызвать интерес к изучению этнокультурного материала?
1. Возможности сервисов Googledocs неограниченны! Их можно использовать на любом уроке! Здесь хочется коснуться метапредметной роли русского языка, на который переводятся многие сервисы Google, поскольку этот предмет в школе выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам.
Также достижение метапредметных результатов образования тесно связаны с понятием функциональной грамотности. Она понимается как способность человека получать, понимать, осваивать, перерабатывать хранить, передавать, эффективно использовать информацию (прежде всего – тестовую) в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной и общественной жизни. Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.
При умелом использовании Google-документов (при совместном редактировании текста, создания общих презентаций, таблиц, участии в обсуждении и т.п.), при помощи которых организуется процесс обучения, предусматривает формирование многих метапредметных умений и навыков. Также хотелось бы увидеть в скором будущем локализованные сервисы Google на родных языках нашей многонациональной России!
2. Сервис Google Maps, поистине его возможности уникальны. Его можно использовать на уроках географии, истории, биологии и т.д., также создавать вместе с детьми творческие проекты с Google-картами: Пример: Гугл-карта «Природные памятники, связанные с «Гэсэром».
3. Сервис Google SketchUp – (геометрия, география, черчение и т.д.) - например, на уроках геометрии при прохождении темы «Призма» в 11 классе детям можно дать задание нарисовать восьмистенную юрту – традиционное жилище бурят как пример правильной восьмигранной призмы. При создании модели юрты в 3 D они получают знания основ строения юрты, учатся вычислять площадь поверхности, объем юрты и т.д., также на отмечают на карте географическое расположение деревянной юрты. Таким образом, можно реализовывать метапредметный подход на уроках геометрии.
4. Picasa – веб-альбом по любой тематике, по любому предмету. Здесь можно организовать конкурсы веб-альбомов по этнокультурной тематике.
5. YouTube – прекрасный видеохостинг для создания, размещения собственных ресурсов с использованием музыки. (проблема отсутствия ЦОРОВ на родном языке очень актуальна!). Например, см. клип по ФОО «Числа» к метапредметному уроку бурятского языка, «Юрта-модель мира»
6. Google-календарь – (математика, русский язык, история, краеведение и т.п.) составление календаря народных праздников, например, праздника Белого месяца, Нового года по восточному календарю и т.д.
Таким образом, сервисы Google являются прекрасными инструментами для реализации этнокультурного компонента в контексте метапредметного подхода.
Также они являются прекрасными средствами повышения квалификации и дистанционного обучения (см. курсы для учителей бурятского языка с использованием сервисов Google).
В перспективе:
1. Перенос сообщества «Сеть творческих учителей бурятского языка «Найдал» на платформу Google;
2. Создание электронного учебника бурятского языка на основе GoogleSites;
3. Развитие регионального проекта «Территория этнопроектов вместе с Google»;
4. Разработка дистанционных курсов по темам: «Построение информационной среды образовательного учреждения на основе Google Apps», в т.ч. школы с этнокультурным компонентом, «Проектная деятельность в среде Google», «Сервисы Google в организации методической работы» и т.д.
См. презентацию, отрывок видеозаписи с тренинга по картам Google https://youtu.be/_71ABsQDkcA
Также см. канал Академии преподавателей Google