Сеть творческих учителей бурятского языка "НАЙДАЛ" Пятница, 29.03.2024, 15:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Приглашаем на новый портал - "Буряад IT - юртэмсэ" - http://buryad.icde.ru/"!!!
» Меню сайта

» Категории раздела
Новости [38]
Курсы [12]
Семинары [8]
Конкурсы, гранты [36]
Лучшие учителя [5]
Новости портала [19]
Вебинары [6]
Конференции [11]
Google в образовании [11]
Мастерские [18]
Онлайн-фестиваль "Интерактивный Белый месяц" [26]
Метапредметный подход в образовании [8]
Педагогический инфобизнес [0]
"Галактическая школа" [1]
Инструкции [0]
АНО «Межрегиональная практико-ориентированная лаборатория» [2]

» Полезные ссылки

» Пед.сообщества

» Вместе с Google

» Наши направления
ImageChef.com

» Песня о ФГОС

» Твитты

Главная » 2013 » Июнь » 23 » Методические рекомендации по преподаванию бурятского языка в 5 классе для общеобразовательных учреждений Иркутской области
17:16
Методические рекомендации по преподаванию бурятского языка в 5 классе для общеобразовательных учреждений Иркутской области

Методические рекомендации по преподаванию бурятского языка в 5 классе
для общеобразовательных учреждений Иркутской области
«пилотных площадок» по введению государственного образовательного стандарта основного общего образования

Цели изучения предмета «Бурятский язык». Общая цель преподавания бурятского языка как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Содержание курса родного языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Главные цели изучения предмета «Родной язык» представлены в примерной программе по родному языку для 5 – 9 классов общеобразовательной школы в разделе «Вклад учебного предмета «Родной язык» в достижение целей основного общего образования», в адаптированных программах  «Буряад хэлэн для 5-11 классов для национальных школ» и программе «Бурятский язык как государственный  для  2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения»  Республики Бурятия заключаются в развитии  коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций), развитии личности посредством реализации воспитательного потенциала родного языка.

Иные цели тождественны результатам и представлены на метапредметном, личностном и предметном уровнях. К личностным результатам относятся, например, понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей бурятского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;  осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него и др.; к метапредметным результатам: развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией и др.

В процессе проектирования собственной рабочей программы учителю важно соотносить цели изучения предмета «Родной язык», заявленные в новом стандарте основного общего образования, фундаментальном ядре содержания общего образования, соответствующей примерной программе, с целевыми ориентирами изучения предмета.

Предмет «Родной язык» в базисном учебном плане. Очевидно, что образовательные учреждения, которые являются «пилотными площадками» по введению ФГОС ООО (основного общего образования), при разработке учебных планов руководствуются базисным учебным планом, представленным в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 ч. для обязательного изучения учебного предмета «Родной язык и литература» на этапе основного (общего) образования.

Согласно первому варианту базисного учебного плана основного общего образования общее количество часов, которое отводится для обязательного изучения учебного предмета «Родной язык» в 5 классе, составляет 105 часов (по 3 часа в неделю). Из них 2 часа изучаются по программе, для изучающих как родной,  1 час (вариативная часть) может быть отведен на занятия с использованием информационных технологий (электронного учебника бурятского языка и т.п.), а также занятия, включающие региональное содержание по бурятскому языку).

Второй вариант базисного учебного плана основного общего образования (для школ с русским языком обучения) предусматривает введение родного языка за счет часов регионального компонента, начиная с 5 класса, на изучение которого отводится 70 часов в год (по 2 часа в неделю).

При этом уменьшение количества учебных часов на изучение предмета не допускается (не менее трех часов в неделю).

Увеличение количества учебных часов находится в компетенции образовательного учреждения и производится при необходимости за счёт части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, без превышения максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. В пятом классе максимально допустимая недельная нагрузка составляет 32 часа.

Распределение учебных часов по предмету «Бурятский язык». Примерная программа по родному языку для основного общего образования (5 – 9 классы), рассчитанная на 805 часов, содержит инвариантную (неизменную) часть учебного предмета. В целом, вариативная часть программы для 5 – 9 классов составляет 200 часов (25 % времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане). Распределение учебных часов по родному в 5 классе по ФГОС ООО необходимо осуществлять, ориентируясь на нормы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Распределение учебных часов по предмету

«Бурятский язык как родной. Бурятский язык для невладеющих» в 5 классе

 

Вариант БУП ООО

Из них

Инвариантная часть

Вариативная часть

 

Вариант № 1

 (как родной)

 

70

 

25

 

(15 часов- на использование ИКТ, 10 часов – на региональное содержание по бурятскому языку)

 

Вариант №2

(для невладеющих)

 

 

70

 

70 часов (2 часа в неделю)

(Считаем целесообразным придерживаться такого же соотношения учебного времени, как и для изучения по первому варианту: 53 часа – на инвариантную часть, 17 часов – на вариативную часть, из них 7 часов – на региональное содержание по бурятскому языку)

Материалы регионального содержания по бурятскому языку в 5 классе по-прежнему могут быть включены в рабочую программу учителя и изучаться школьниками отдельным блоком, а могут быть рассредоточены по всему курсу бурятского языка для пятого класса, логически «увязаны» с темами авторских программ.

При составлении рабочей программы с учётом норм распределения учебных часов, отражённых в таблице 1, учителю необходимо обратить особое внимание на нижеследующие положения.

  1. Обязательным при составлении рабочих программ и тематического планирования по бурятскому языку является выделение часов для контроля уровня владения основными видами речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), а также языковой грамотности учащихся. Распределение учебных часов по видам контроля представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение учебных часов по видам контроля по предмету

«Бурятский язык как родной. Бурятский язык для невладеющих» в 5 классе

 

Виды контроля

текущий

периодический

итоговый

Всего

Содержание контроля

определяется авторами УМК, по которому работает учитель

виды деятельности

комплексная работа

Количество часов в 5 классе (как родной)

определяется авторами УМК, по которому работает учитель

не менее 4 часов

1 час

Не менее 5 часов

Количество часов в 5 классе 9для невладеющих)

определяется авторами УМК, по которому работает учитель

не менее 3 часов

1 час

Не менее 4 часов

  1. Текущий контроль проводится преимущественно - на уровне речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических, орфографических, техники чтения). Количество и содержание таких контрольных работ определяется авторами учебников, по которым работает учитель.
  2. Периодический контроль связан с определением уровня развития речевых умений (говорение, аудирование, чтение и письмо). При этом необходимо ориентироваться на следующие нормы:

- в 5 классе (четвертый год обучения) – не менее 4 часов в год (в конце каждой четверти);

- в 5 классе (для невладеющих; первый год обучения) – не менее 3 часов в год (2, 3, 4 четверть).

Периодическая контрольная работа может быть комплексной, включающей контроль всех или нескольких видов речевой деятельности, или однокомпонентной, включающей проверку только одного вида деятельности. Однако каждый вид деятельности проверяется один раз в год в обязательном порядке.

  1. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Итоговая контрольная работа по бурятскому языку должна иметь комплексный характер и включать в себя задания, знакомые учащимся по формату из курса обучения.

5.       В процессе изучения бурятского языка в пятом классе важно обращать внимание  уроки разных типов: метапредметный, личностно-оориентированный, с применением ИКТ и т.д.

6.      В федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения в качестве ведущего образовательного подхода провозглашается деятельностный подход. К сожалению, на данный момент учебники по бурятскому языку согласно данному подходу отсутствуют.

7.      Информация по рекомендованным учебникам представлена в таблице 3.

 

Таблица 3.

                №

 п/п

Автор (составитель),

название, количество

частей, класс

Год присвоения грифа

 

Класс

Издательство

Дополнительная информация издательства

1

2

3

 

4

5

 

БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ

 

5

Гомбоев Б.Б., Цыдыпов Ц-Ж. Ц.

Буряад хэлэн / Бурятский язык

2003

5

Издательство «Бэлиг»

    Будаин Б.Б., Цыденов Д.Б. Диктантнуудай суглуулбари / Диктанты по бур. языку для 5–9 кл.

6

Гомбоев Б.Б., Будаин Б.Б., Будаин С.Г. Буряад хэлэн / Бурятский язык

2008

5

Издательство «Бэлиг»

     В комплекте тесты по бурятскому языку и методическое руководство

    Базарова Д.Б. и др. Программы для бурятских школ 5–11 кл. Учебное пособие для учителей, студентов

     Базарова Д.Б. Буряад хэлээр тестнүүд. Фонетикэ / Тесты по бурятскому языку. Фонетика

     Гомбоев Б.Б. Наадангаа hурая / Учимся играя

      Санжаева А.Б. Таблицы по грамматике бурятского языка (5–9 кл.)

7

Батоев Б-Д.Б., Будаев С.Д., Будаин Б.Б. Буряад хэлэн / Бурятский язык

 

 

2006

5–9

 

Издательство «Бэлиг»

     Методическа заабаринууд / Методическое руководство (5–9 кл.)   

     Раднаев Э.Р. Буряад хэлэн. Фонетикэ.                                                                                   Раднаев Э.Р. Буряад хэлэн дунда hургуулида / Бурятский язык в средней школе

    Доржиев Д-Н.Д. Мүнѳѳнэй буряад хэлэн. Морфологи / Совеременный бур. язык. Морфология

    Доржиев Д-Н.Д. Мүнѳѳнэй буряад хэлэн. Синтаксис / Современный бурятский язык. Синтаксис

БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ НЕВЛАДЕЮЩИХ

6

Содномов С.Ц., Содномова Б.Д. Бурятский язык 5 кл.

2011

5

Издательство «Бэлиг»

       УМК входят рабочие тетради Ч.1, 2 и методическое руководство

7

Содномов С.Ц. Надагурова А.А. Бурятский язык 6 кл.

2011

6

Издательство «Бэлиг»

      УМК входят рабочие тетради Ч.1, 2 и методическое руководство

8

Богомолова О.И., Гунжитова Г-Х.Ц., Дареева О.А. и др. Мэндэ-э!: Нач. курс бур. языка: учебник

2009

средние классы

Издательство «Бэлиг»

      В комплект входит рабочая тетрадь

     Дареева О.А. Путешествуем по Бурятии. Учебное пособие

       Дондуков У-Ж.Ш. Лхасаранова Б.Б. Учебник бурятского языка. Самоучитель

9

Макарова О.Г. Бурятский язык: Интенсивный курс по развитию навыков устной речи

2008

средние и старшие классы

Издательство «Бэлиг»

     Тесты по бурятскому языку как государственному и методическое руководство

     Нанзатова Э.П. Мүнгэн туяа. Серебряный лучик. Учебное пособие

       Будаева Д.Ц., Мункуева Ю.Б. Тесты по бурятскому языку как государственному


1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский (родной) язык. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

 3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011.

4. Программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия

для  2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения. Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009. 

5. Программа по бурятскому языку для национальных школ. Улан-Удэ: «Бэлиг», 2008. 

6. Региональный стандарт начального и основного общего образования по бурятскому языку как государственному Республики Бурятия. Улан-Удэ: «Бэлиг», 2009. 

7.Перечень учебников, реализующих региональный компонент образования, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Республики Бурятия к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

8.Электронный учебник бурятского языка. 2 версия. Выпущено Министерством образования Республики Бурятия в 2012 г.

Интернет-ресурсы

в помощь учителям бурятского языка:

  1. «Сеть творческих учителей бурятского языка «Найдал» - http://naidal.ucoz.ru/
  2. Буряад хэлэнэй багшанарай блог - http://bagshanar.blogspot.ru/
  3. Сайт бурятского языка. Буряад хэлэн. http://buryadxelen.com/
  4. Сайт бурятской литературы. http://nomoihan.com/
Категория: Мастерские | Просмотров: 4457 | Добавил: olgazandynova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма подписки

» Сайты на бурятском

» ИнтерБелый месяц

» Наши проекты

» Литер. проекты

» Сайты дацанов

» Портфолио

» Модули ИПК

» Форма входа

» Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 85

» Загрузка файлов

» Время жизни сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Архив записей

» Поиск

» Закладки


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz