Прошлый
духовный опыт жизни, востребованный народами Сибири сегодня, требует
тщательного изучения в новых условиях: что именно и как используется и
применяется, адаптируясь к современным условиям жизни; как древние обряды
совмещаются с урбанизацией современного общества малочисленных народов; что из
них наиболее приемлемо в данный момент и т.д.
Ключевые слова: обряд, функциональная обрядность,
мировоззрение человека природы, коллективная память, духовный опыт этноса.
Обрядовая культура и мировоззрение
тесно взаимосвязаны, о чем говорят определения этих понятий, данные известными
исследователями словесности. Приведем определение значению слова «обряд»,
данное в словаре Ожегова: «Обряды – совокупность действий (установленных
обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления,
бытовые традиции» [Словарь Ожегова]. В Большом Энциклопедическом словаре
отмечается также социальный характер обрядовой деятельности, сопровождающей
важные моменты жизни человеческого коллектива [БЭС].
Любой этнос имеет сложившийся и сохранившийся, в той или иной мере, обрядовый
комплекс и естественным основополагающим фактором степени его сохранения
является среда, в которой существует этнос. Обряд является естественной потребностью душой народа, его
коллективной эмоциональной памятью и воображением,
в котором они трансформируются.
Многие
обрядовые действия, традиции, сопровождавшие народ на протяжении длительной
истории, уходят в прошлое, становясь пережитками и частично функционируя вне
урбанистической среды.
Наиболее развита обрядовая культура у народов, ведущих некогда кочевой образ
жизни и живущих в тесной взаимосвязи с природной средой. В России – это
преимущественно коренные малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока. Обрядовая
культура коренных народов, в частности, западных бурят, тесно
связана с мировоззрением, являясь способом организации жизненного процесса.
Обусловленное верованиями поведение было всегда осмысленным для человека,
живущего в тесном контакте с природой. На протяжении тысячелетий в коллективе
вырабатывались стереотипы, позволяющие индивиду и обществу не совершать
гибельных ошибок, чтобы обеспечить благополучное существование традиционного
общества. Соблюдение этических, социальных и хозяйственных норм внешне
оформлялось как следование утвержденной обрядности, религиозным правилам и
запретам (табу – «сээр»). Жизнь требовала, в первую очередь, установления
правильных взаимоотношений с природой, представляющей единство высших сил и
явлений. Смысл конкретного обряда касался производственно-хозяйственных сторон
и нравственно-этических сторон жизни.
Повседневная обрядность содержит систему оберегов и запретов,
регулирующих взаимоотношение человека с окружающим миром. Большинство запретов
в своей основе имеют практический жизненный опыт. Например, существует
множество запретов по отношению к детям и женщинам. Устройство любого обряда
возможно при наличии «арю» - чистоты. Это означает, что ко дню проведения
обряда у хозяйки семьи, взрослых дочерей не должно быть месячных очищений, а
также вещей, испачканных кровью. Кроме того, у родственника, участвующего в
обряде, жена и дочери также должны быть чисты в отмеченном смысле. Водку для
брызганья покупают у продавца, предварительно осведомившись у нее: «Арюун гут?» Лишена чистоты и семья, и обряд невозможно
провести, если не прошло и года со дня
смерти одного из ее членов.
В
качестве следующего примера приведем распространенный у многих народов запрет
для женщин в отношении охотничьей одежды, снаряжения и оружия мужчины. Женщине
нельзя прикасаться к охотничьей одежде и прочему снаряжению охотника, нельзя ни
в коем случае перешагивать через оружие. Считается, что в случае нарушения
этого запрета охотничья удача отвернется от добытчика. Суть этого запрета
объясняется предельно просто – нельзя, чтобы на охотничьей одежде мужчины
оставался запах женщины, как главного носителя посторонних для тайги «домашних»
запахов, так как это будет отпугивать потенциальную добычу. Возвращаясь с
промысла, охотники обычно оставляют свою «промысловую» одежду на улице,
переодеваясь в «домашнюю».
При доении нельзя касаться молока руками, все попавшие в молоко волосинки
должны убираться веточками багульника, реже – ветками и стеблями других
растений. Нельзя проливать коровье молоко на землю, давать его собаке. Народное
пояснение, сопровождающее запрет звучит так – «молоко высохнет». Объяснение
сути первой части запрета лежит на поверхности – руками можно занести инфекцию
в молоко. Вторая часть запрета, касающаяся собаки объясняется тем, что собака,
попробовав вкус коровьего молока, может
навредить телятам, ассоциируя их с источником вкусной пищи.
Готовясь
к обряду, непосредственно перед его началом запрещается петь, свистеть. Также
запрещено громко смеяться, кричать, ругаться, плакать, и вообще быть в
напряженных отношениях друг с другом.
Взрослые следят за поведением детей. Когда кто-либо из детей, забывшись,
начинает скрещивать руки или ноги, или класть руки ладонями вниз, то обычно
мать молча и мягко поправляет его. Если те, забывшись, начинают напевать
песенку или поднимать шум и возню, то обычно их прерывает взрослый, словом,
сказанным коротко и серьезно, или же просто взглядом. Полагают, что
эмоциональные проявления могут не
понравиться тому, кого призывают в обряде. Нередко причину неудавшегося обряда
видят в том, что после него участники вели резкий разговор, или кто-то из них
или член семьи не был «арюун». Во время
обряда женщины обязательно должны быть в женской одежде, т.е. в юбке, платье,
халате и с прикрытой головой. Следят также за тем, чтобы на ногах у всех
участников обязательно была обувь по сезону. Не полагается быть босым, в
тапочках, в рваной или грязной обуви и одежде. Нужно добавить, что с момента
начала обряда никого в помещение не впускают, а также нежелательно никому его
покидать.
Кроме
этого, с 20- чисел декабря и до конца января «хуса Һарада» обряды не проводятся. Полагают, что угощения
не дойдут из-за из-за холодов, по одним источникам, или из-за того, что идет
борьба между старым и новым годом, по другим источникам. В это время никто из
шаманов и стариков не согласится
провести в семье обряд, так как никакой пользы от этого никакой нет. В феврале
берутся при особой нужде, например тяжелой болезни человека, когда от
устройства обряда зависит его жизнь. Многие все же избегают этого, полагая, что
из-за неполноты месяца угощение опять может не достигнуть адресата и цель не
будет достигнута.
Выше мы рассмотрели
функциональную составляющую традиционной повседневной обрядности западных бурят,
максимально отраженную в запретах и оберегах. Вместе с тем, обрядовые традиции
аборигенов Сибири в форме запретов и оберегов далеко не всегда объяснимы только
с позиции функциональности и не всегда могут легко поддаваться логике
современного человека.
Устройство некоторых семейных обрядов в
современной бурятской семье вызвано
трудностями, которые постепенно проявляются по мере ее жизнедеятельности. Почти
для каждой семьи характерны следующие из них: падеж и малый прирост скота в
домашнем хозяйстве, болезни членов семьи, увеличение случаев ссор между
супругами, неудачи на профессиональной работе. Опасной считается также для
членов семьи долгое пребывание вдалеке от дома и нахождение в пути в чужих
местах. Полагают, что в разрешении трудностей недостаточны рационально
осознанные практические действия и
поступки членов семьи, поскольку они могут быть вызваны вмешательством духов.
Их воздействием и удерживаются негативные явления в жизни семьи и ее членов.
Отсюда и цель многих семейных обрядов, заручиться у них путем обрядового
угощения, если не поддержки и покровительства их, то хотя бы нейтрализации их
вредоносного воздействия на жизнь членов семьи.
Многие
обрядовые традиции и культы имеют очень древние корни, зародившиеся в глубине
веков и сохранившиеся в первоначальном или видоизмененном состоянии до
настоящего времени.
Наиболее распространенной в среде многих народов является традиция особого
поведения по отношению к огню. К огню нужно относиться максимально уважительно
– «Прежде чем приняться за трапезу, покорми огонь». Существует множество
запретов в отношении огня: Нельзя плевать в огонь; Нельзя поправлять поленья в
костре чем-либо острым; Нельзя бросать в
огонь мусор; Очаг свой хозяйка должна
держать в идеальной чистоте и т.д. Культ
огня является проявлением самых древних человеческих воззрений, возникших еще в
«доэтническую» эпоху, когда древние обитатели земли только начинали познавать
своим молодым сознанием окружающий мир. Влияние цивилизации стерло следы этого
древнего культа из духовной культуры большинства развитых этносов, в то время
как аборигены тайги, тундры, саваны и тропических джунглей сохранили древний
культ огня в практически неизменном виде. Прежде всего, огонь, как и прежде,
остался проводником между миром людей и миром духов. Каждый охотник знает, что
через огонь можно обратиться к духу реки, тайги, небесному божеству, угостив
огонь и прочитав вслух или мысленно свое обращение-просьбу. Шаман, камлая, не
может обойтись без помощи огня – огнем и дымом очищаются его одежда и
инструменты, часто через огонь происходит общение с духами, при помощи огня
совершаются предсказания.
Отметим, что многое в отношении
огня, как и некоторых других природных явлений, не всегда можно объяснить путем
логики и научных знаний. Для органичного восприятия явлений, находящихся на
грани объяснимого и потустороннего нужно обладать традиционным мировоззрением
человека природы. Для большинства сельских людей огонь представляется как живое
существо, отождествляемое с духом – хозяйкой очага. Ухо бурята способно отличить различные звуки, издаваемые
горящим костром и соответственно их интерпретировать. Так, громкий треск огня
рано утром предвещает удачу, резкий писк и вылетевшая искра вечером – к плохим
новостям, поднимающиеся с треском вверх длинные змееподобные искры также к
худу, «поющий» на огне котелок – к гостям и т.д. Большинство подобных явлений,
характерных для традиционной среды бурят, имеют соответствующие интерпретации.
Например, когда человек собирается что-либо предпринять, он может
«посоветоваться» с огнем. Огонь в таком случае может помочь найти ответ, издав
резкий писк.
У коренных народов Сибири
обрядовая культура наиболее выражена по отношению к самому древнему занятию
человека – охоте. Добывая зверя нужно соблюдать ряд правил: не истреблять
полностью семейство (ҺYрэг) зверя, обязательно живым оставить одного из них; прекратить
охоту к весне, когда приходит время массового отела, начиная трапезу, нужно
угостить огонь кусочками мяса, перед охотой категорически запрещено есть и
брать с собой рыбу. Считается, что если поступать в соответствии с принятыми
правилами, душа зверя не погибнет, а вновь возродится и добыча не иссякнет.
Комплекс производственной обрядности тесно взаимосвязан с особыми
мировоззренческими представлениями – культами. Так, фигура лося присутствует в
мировоззрении таежных охотников на протяжении многих тысяч лет, начиная с
неолита, о чем свидетельствуют материалы отечественных археологов и
исследователей истории Сибири. А.П. Окладников (1950, 1956), А.П. Деревянко (1975),
С.А. Федосеева (1980) и др. исследователи отмечают присутствие образа лося в
искусстве древних обитателей Сибири не просто как объекта охоты, но и как
мифического существа – важнейшего звена в мировоззрении первобытных охотников.
Появление образа лося в традиционном мировоззрении народов Сибири произошло
действительно в очень древнее время, вероятнее всего тогда, когда происходило
начальное формирование признаков будущих этносов. В пользу этого утверждения
можно привести характерную для некоторых народов манеру изображения мифического
и шаманского существа – мамонта в виде гигантского лося с рогами-бивнями, что
было отмечено А.И. Мазиным (Мазин, 1984: 21-22).
Бытовую
обрядность не смогли уничтожить ни запреты, ни урбанизация, ни растущий
образовательный уровень, ни просветительская работа со времени первых русских
первопроходцев до наших дней.
Приверженность к традиционному типу хозяйствования и жизни остается, именно
охота и животноводство должны быть основным занятием сельских бурят. Адаптивные
свойства национальной культуры, являющейся духовным опытом жизни, оказались
сильнее, чем можно было предположить. Наконец –то приходит время, когда люди
начинают осознавать, что с утерей обрядности и ритуальности этнос значительно
слабеет. В связи с политическими изменениями в России и ростом самосознания бурят,
накопленный духовный опыт и фольклорное наследие, как и другие формы
традиционной культуры, становятся более востребованными и считаются одним из
наиболее ценных достояний народной культуры.
Прошлый
духовный опыт жизни, востребованный народами Сибири сегодня, требует
тщательного изучения в новых условиях: что именно и как используется и
применяется, адаптируясь к современным условиям жизни; как древние обряды
совмещаются с урбанизацией современного общества малочисленных народов; что из
них наиболее приемлемо в данный момент и т.д. Изучив ситуацию приспособления и
адаптации древней обрядности к современным условиям, выявив особенности этого
современного процесса, можно прогнозировать и определенные моменты дальнейшей
жизни этноса.
Таким образом, обрядовая культура западных бурят представлена многоуровневой
системой, состоящей, главным образом, из повседневной обрядности, культовых
воззрений и коллективных действий. Повседневная обрядность состоит из бытовой
обрядности, затрагивающей взаимоотношения внутри семьи и производственной
обрядности, касающейся основных занятий – охоты и животноводства. «Культовая
обрядность» подразумевает совершение особенных действий, связанных со
сложившимися в разное историческое время воззрениями и культами (обряды,
связанные с культом огня, реки и др.). Массовые обрядовые действа, существующие
ныне в форме внутриродовых и обще-племенных праздников, зародились на основе
коллективных производственных обрядов, направленных на привлечение удачи в
промысле. Традиционная обрядовая культура аборигенных народов Сибири,
сформировавшаяся на основе длительного исторического опыта способна проявлять
определенные адаптивные свойства, несколько трансформируясь в результате
воздействия объективных условий. При этом, обряды не перестают выполнять свои
основные функции – сохранение духовного своеобразия этноса и обеспечение
закономерных правил поведения внутри общества, а также во взаимоотношениях человека
и природы.
Библиография
1. Абаев Н.В.
Особенности
этноэкологических традиций народов Бурятии / Н.В. Абаев // Бурятия: концептуальные основы стратегии устойчивого
развития / под ред. Л.В.Потапова, К.Ш. Шагжиева, А.А.
Варламова. – М. : Изд.- ий дом "Круглый год", 2000.
2. Алиев А.К.
Народные традиции, обычаи
и их роль в
формировании нового человека. -
Махачкала: ДФАНСССР, 1988
3. Арутюнов С.А. Народы и
культуры. Развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – М., 1989.
4. Бабуева
В.Д. Материальная и
духовная культура бурят : учеб.пособие для школьников и
студентов / В.Д. Бабуева. – Улан-Удэ,
2004.
5. Баграмов Э.А. Нация и национальная психология. /
Баграмов Э.А//Евразия. – 1993. – № 1.
6. Белолюбская
М.С. Использование традиций
народной педагогики эвенов в
воспитании детей : пособие для воспитателей / М.С. Белолюбская. – СПб. :
Просвещение, 2002.
7. Будаева
Ц.Б. Этноэкологические традиции:
история и современность (на
примере экологических традиций бурят) / Ц.Б. Будаева. – Улан-Удэ : Изд-во
ВСГТУ, 2003.
8. Булаев.
В.М. Образ жизни
населения как отражение национальной самобытности (На примере
бурят Восточного Забайкалья) /
В.М. Булаев. – Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2002.
9.Хандагурова М.В. Обрядность Кудинских и Верхоленских
бурят во 2 половине 20 века (бассейна верхнего и среднего течения рек: Куда, Мурино и Каменка).
Иркутск, изд-во «Амтера», 2008 г.
|