Тема: Национальная одежда Цель: познакомить с национальной одеждой; развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками; Воспитывать ценностное отношение к своей национальной культуре; Формирование УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, технологиями учебного предмета; Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; Оборудование: ИКТ, книги, модель мальчика, раздаточный материал в конверте, тексты про национальный костюм, фломастеры, клей. Ход занятия Организационный этап, цель -Здравствуйте ребята! Какое настроение у вас? Учитель читает: В гости к нам приходит месяц, К нам приходит месяц белый, В нашу праздничную юрту.(слайд1) -О каком празднике идет речь? (Сагаалган) Наш праздник Сагаалган несет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции. И потому мы его так любим и почитаем. -В какой одежде встречают этот праздник? -Сегодня мы с вами будем работать в группах. Перед тем как начать работу, внимательно прочитайте «Правило работы в группах». (Слайд1) 1.Перед работой следует договориться, кто, что будет делать. 2.Не спорить зря, а доказывать, объяснять. 3.Стараться понять друг друга. Новая тема -Сегодня на классном часе будем говорить о бурятской национальной одежде. О том, как правильно буряты одевались на праздник. -Ребята, мы с вами будем модельерами. К нам на урок пришел мальчик (к доске прикреплена модель),мы с вами постараемся его правильно одеть. -Кто знает, из каких частей состоит бурятский костюм? -Бурятская одежда состоит из трех частей: Шапка-малгай (учитель прикрепляет слова на доске) Халат-дэгэл Сапоги-гутал -А что еще вы знаете? Достаточно ли ваших знаний, чтобы подобрать одежду для мальчика? Если нет, то где можно узнать? -Сейчас мы с вами распределим части одежды по вашему желанию. Какая группа выбирает шапку? Дэгэл? Гутал? -Теперь у каждой группы своя проектная задача: Подробно описать свой элемент костюма, раскрасить, рассказать остальным группам и «одеть» мальчика. Я предлагаю вам маршрутный лист. На столах у вас лежат книги «Золотая книга о бурятах», «Алмазная книга о бурятах», открыт электронный учебник, также текстовая информация. Маршрутный лист 1.Найти и отобрать информацию по выбранной теме. 2.Обсудить в группе. 3.Подготовить презентацию модели 4.Презентовать модель. -На занятии мы с вами будем работать в группах. Перед тем как начать работу, внимательно прочитайте «Правило работы в группах». (Слайд2) 1.Перед работой следует договориться, кто, что будет делать. 2.Не спорить зря, а доказывать, объяснять. 3.Стараться понять друг друга. Презентация -Чья группа готова? (выходят и рассказывают по маршрутному листу) (Готовые элементы костюма приклеивают на модель мальчика) -Наш мальчик готов к празднику? -Сагаалган- семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют старших членов семьи всех родственников. Вы, надев свой костюм, можете смело отправляться поздравлять ваших бабушек и дедушек в день Сагаалгана.
Итог занятия -Как вы думаете, для чего нужна бурятская одежда? -Мне было интересно с вами работать. И наше занятие хотела бы закончить такими словами: Пусть помыслы осуществляются. Желанья-исполняются! Людских судеб верша круговорот. Да осенит всех небосвод! Сокровищница жизни и добра, Земля да будет на дары щедра! Пусть в очаге пылает вековой огонь, Зажженной женскою рукой! (Д.Жалсараев «Обычай)» Использованная литература 1.В.Алагуева «Золотая книга о бурятах» 2. В.Алагуева «Алмазная книга о бурятах» 3.Электронный учебник бурятского языка 4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Приложение Головной убор у бурят Самый старый вид головных уборов у бурят назывался юдэн и был похож на капюшон. У него были наушники и выступ, закрывающий шею. Зимние шапки шили с мехом. Позже появились шапки с высокой макушкой. Летние шапки шили из синего шелка. Для таких шапок обязательная красная кисть-залаа красного цвета, которая означала солнечные лучи и пришивали к верхушке. На самом верху-дэнзэ из серебра и коралла. Дэнзэ-символ солнца. Иногда вместо дэнзэ пришивали «узел счастья», сплетеннй из красного шнура. Верхняя часть шапки похожа на конус-горы, ее шили из синего шелка. Горизонтальные стежки означали 11 родов хори-бурят. В старину буряты говорили: «Малгай табиhан-манайх » (Там, где я снял шапку, там мой дом»), потому, что буряты вели кочевой образ жизни. Шапку надевали последней, а снимали первой. Очень бережно относились к головным уборам: Шапку нельзя было бросать на землю; Перешагивать через неё; Нельзя надевать шапку с кривыми швами; Никогда не дарили шапку на праздники, что означало пустоту, бедность; Мужской халат бурят-дэгэл Мужской костюм бурят – дэгэл шили из материи разных цветов, кроме красного и желтого- для лам и белого-цвет смерти. Поэтому использовались ткани зеленого, коричневого, синего. Воротник шили из чёрного бархата, меха. Нагрудное украшение-энгэр был из трёх цветов: верхняя полоса зелёного цвета, знак цветущей земли, средняя-чёрного цвета, что означало почву, цвет земли , а нижняя полоса-красная, цвет огня. К рукам пришивались манжеты, обычно чёрного цвета. Манжеты символизировали копыта коня, самого почитаемого из пяти видов животных. Пуговицы (тобшонууд) пришивались к вороту, на плече, под мышкой и на талии. Соблюдали правила надевания халата-дэгэла: мужчины надевали с левого рукава, а женщины- с правого. Пуговицы начинали застегивать снизу вверх. Самая верхняя пуговица-символ прибыли, благодати.Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, рвать на части.Пояс- это символ чести и достоинства мужчин. Обувь бурят Обувь бурят-эрмэгтэй гутал была лёгкой, удобной. Шили обувь двумя способами: либо кусок кожи стягивали вокруг ступни на шнурке, либо выкраивали как башмак с голенищем из сукна, войлока, кожи. Зимние в основном шили из овчины(женские), а мужские из шнуры косули. Голенище и носок изготовляли из ткани, простёганной на вате или сукна для тёплого времени года, праздничные шили из бархата. Носки и голенища украшались аппликациями из кожи в виде хищной птицы, а также завитков и замкнутого узла. Подошву делали из войлока и кожи. У бурят носок обуви был слегка загнут вверх, что означало бережное и почтительное отношение к матери-земле.Чтобы ногам было теплее и удобнее, надевали чулки. В старину они были валяные, как тонкие валенки. Обувь снимали последней, а одевали первее, чем шапка и дэгэл.