Сеть творческих учителей бурятского языка "НАЙДАЛ" Пятница, 26.04.2024, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Приглашаем на новый портал - "Буряад IT - юртэмсэ" - http://buryad.icde.ru/"!!!
» Меню сайта

» Категории раздела
Внеурочная деятельность [6]

» Полезные ссылки

» Пед.сообщества

» Вместе с Google

» Наши направления
ImageChef.com

» Песня о ФГОС

» Твитты

Главная » Файлы » Внеурочная деятельность » Внеурочная деятельность

Классный час "Национальная одежда" 4 класс
07.02.2013, 10:53
Тема: Национальная одежда
Цель: познакомить с национальной одеждой;
развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками;
Воспитывать ценностное отношение к своей национальной культуре;
Формирование УУД:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, технологиями учебного предмета;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Оборудование: ИКТ, книги, модель мальчика, раздаточный материал в конверте, тексты про национальный костюм, фломастеры, клей.
Ход занятия
Организационный этап, цель
-Здравствуйте ребята! Какое настроение у вас?
Учитель читает:
В гости к нам приходит месяц,
К нам приходит месяц белый,
В нашу праздничную юрту.(слайд1)
-О каком празднике идет речь? (Сагаалган)
Наш праздник Сагаалган несет собой добро, любовь и чистоту помыслов, он вобрал в себя самые лучшие, красивые, мудрые национальные обычаи, обряды, традиции. И потому мы его так любим и почитаем.
-В какой одежде встречают этот праздник?
-Сегодня мы с вами будем работать в группах. Перед тем как начать работу, внимательно прочитайте «Правило работы в группах». (Слайд1)
1.Перед работой следует договориться, кто, что будет делать.
2.Не спорить зря, а доказывать, объяснять.
3.Стараться понять друг друга.
Новая тема
-Сегодня на классном часе будем говорить о бурятской национальной одежде. О том, как правильно буряты одевались на праздник.
-Ребята, мы с вами будем модельерами. К нам на урок пришел мальчик (к доске прикреплена модель),мы с вами постараемся его правильно одеть.
-Кто знает, из каких частей состоит бурятский костюм?
-Бурятская одежда состоит из трех частей:
Шапка-малгай (учитель прикрепляет слова на доске)
Халат-дэгэл
Сапоги-гутал
-А что еще вы знаете? Достаточно ли ваших знаний, чтобы подобрать одежду для мальчика? Если нет, то где можно узнать?
-Сейчас мы с вами распределим части одежды по вашему желанию. Какая группа выбирает шапку? Дэгэл? Гутал?
-Теперь у каждой группы своя проектная задача:
Подробно описать свой элемент костюма, раскрасить, рассказать остальным группам и «одеть» мальчика. Я предлагаю вам маршрутный лист. На столах у вас лежат книги «Золотая книга о бурятах», «Алмазная книга о бурятах», открыт электронный учебник, также текстовая информация.
Маршрутный лист
1.Найти и отобрать информацию по выбранной теме.
2.Обсудить в группе.
3.Подготовить презентацию модели
4.Презентовать модель.
-На занятии мы с вами будем работать в группах. Перед тем как начать работу, внимательно прочитайте «Правило работы в группах». (Слайд2)
1.Перед работой следует договориться, кто, что будет делать.
2.Не спорить зря, а доказывать, объяснять.
3.Стараться понять друг друга.
Презентация
-Чья группа готова? (выходят и рассказывают по маршрутному листу)
(Готовые элементы костюма приклеивают на модель мальчика)
-Наш мальчик готов к празднику?
-Сагаалган- семейный праздник, поэтому в первую очередь поздравляют старших членов семьи всех родственников. Вы, надев свой костюм, можете смело отправляться поздравлять ваших бабушек и дедушек в день Сагаалгана.

Итог занятия
-Как вы думаете, для чего нужна бурятская одежда?
-Мне было интересно с вами работать. И наше занятие хотела бы закончить такими словами:
Пусть помыслы осуществляются.
Желанья-исполняются!
Людских судеб верша круговорот.
Да осенит всех небосвод!
Сокровищница жизни и добра,
Земля да будет на дары щедра!
Пусть в очаге пылает вековой огонь,
Зажженной женскою рукой! (Д.Жалсараев «Обычай)»
Использованная литература
1.В.Алагуева «Золотая книга о бурятах»
2. В.Алагуева «Алмазная книга о бурятах»
3.Электронный учебник бурятского языка
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Приложение
Головной убор у бурят
Самый старый вид головных уборов у бурят назывался юдэн и был похож на капюшон. У него были наушники и выступ, закрывающий шею. Зимние шапки шили с мехом. Позже появились шапки с высокой макушкой.
Летние шапки шили из синего шелка. Для таких шапок обязательная красная кисть-залаа красного цвета, которая означала солнечные лучи и пришивали к верхушке. На самом верху-дэнзэ из серебра и коралла. Дэнзэ-символ солнца. Иногда вместо дэнзэ пришивали «узел счастья», сплетеннй из красного шнура. Верхняя часть шапки похожа на конус-горы, ее шили из синего шелка. Горизонтальные стежки означали 11 родов хори-бурят. В старину буряты говорили: «Малгай табиhан-манайх » (Там, где я снял шапку, там мой дом»), потому, что буряты вели кочевой образ жизни. Шапку надевали последней, а снимали первой.
Очень бережно относились к головным уборам:
Шапку нельзя было бросать на землю;
Перешагивать через неё;
Нельзя надевать шапку с кривыми швами;
Никогда не дарили шапку на праздники, что означало пустоту, бедность;
Мужской халат бурят-дэгэл
Мужской костюм бурят – дэгэл шили из материи разных цветов, кроме красного и желтого- для лам и белого-цвет смерти. Поэтому использовались ткани зеленого, коричневого, синего. Воротник шили из чёрного бархата, меха.
Нагрудное украшение-энгэр был из трёх цветов: верхняя полоса зелёного цвета, знак цветущей земли, средняя-чёрного цвета, что означало почву, цвет земли , а нижняя полоса-красная, цвет огня.
К рукам пришивались манжеты, обычно чёрного цвета. Манжеты символизировали копыта коня, самого почитаемого из пяти видов животных. Пуговицы (тобшонууд) пришивались к вороту, на плече, под мышкой и на талии.
Соблюдали правила надевания халата-дэгэла: мужчины надевали с левого рукава, а женщины- с правого. Пуговицы начинали застегивать снизу вверх. Самая верхняя пуговица-символ прибыли, благодати.Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через неё, рвать на части.Пояс- это символ чести и достоинства мужчин.
Обувь бурят
Обувь бурят-эрмэгтэй гутал была лёгкой, удобной. Шили обувь двумя способами: либо кусок кожи стягивали вокруг ступни на шнурке, либо выкраивали как башмак с голенищем из сукна, войлока, кожи. Зимние в основном шили из овчины(женские), а мужские из шнуры косули.
Голенище и носок изготовляли из ткани, простёганной на вате или сукна для тёплого времени года, праздничные шили из бархата. Носки и голенища украшались аппликациями из кожи в виде хищной птицы, а также завитков и замкнутого узла. Подошву делали из войлока и кожи. У бурят носок обуви был слегка загнут вверх, что означало бережное и почтительное отношение к матери-земле.Чтобы ногам было теплее и удобнее, надевали чулки. В старину они были валяные, как тонкие валенки.
Обувь снимали последней, а одевали первее, чем шапка и дэгэл.
Категория: Внеурочная деятельность | Добавил: tuyana72
Просмотров: 4511 | Загрузок: 3 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 olgazandynova  
0
Туяна, спасибо большое! Напиши, пожалуйста, свои данные

Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма подписки

» Сайты на бурятском

» ИнтерБелый месяц

» Наши проекты

» Литер. проекты

» Сайты дацанов

» Портфолио

» Модули ИПК

» Форма входа

» Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 85

» Загрузка файлов

» Время жизни сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Поиск

» Закладки


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz