Сеть творческих учителей бурятского языка "НАЙДАЛ" Пятница, 26.04.2024, 04:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Приглашаем на новый портал - "Буряад IT - юртэмсэ" - http://buryad.icde.ru/"!!!
» Меню сайта

» Категории раздела
Уроки бурятского языка с ИКТ [7]
методические рекомендации [5]
Статьи [6]
Бурятский язык в начальной школе [9]
уроки бурятского языка [0]

» Полезные ссылки

» Пед.сообщества

» Вместе с Google

» Наши направления
ImageChef.com

» Песня о ФГОС

» Твитты

Главная » Файлы » Бурятский язык » Статьи

Роль мотивационного этапа в обучении бурятскому языку
25.04.2012, 06:30
Бадмаева Б.Ж. 
(г. Улан-Удэ, МОУ «Гимназия №33) 
РОЛЬ МОТИВАЦИОННОГО ТРЕНИНГА 
В ОБУЧЕНИИ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ 
Непосредственная работа по обучению бурятскому языку как государственному начинается с формирования артикуляционно-фонетической базы учaщихся. Эта работа, как нам представляется, должна иметь под собой вполне осязаемую информационную почву – изучаемый предмет. Именно поэтому современный учитель-практик начинает обучение со знакомства с историей языка, с его звучанием, географией. В этих измерениях язык опредмечивается тотчас, при первом же предъявлении, в то время как в аспектах собственно языковых – фонетическом, лексическом, грамматическом – он не существует для ребенка в принятом виде еще очень долго после начала обучения. 
Таким образом, учитель-предметник осуществляет вводный страноведческий и культуроведческий курс, включающий в себя материалы об истории Бурятии, о традициях и обычаях, об исторических личностях, о живописи, литературе и музыке. В этом плане полезны и уместны видеофильмы, музыкальные фонозаписи, альбомы с репродукциями. Такой энциклопедический мотивационный курс занимает от 1 до 2 месяцев, что зависит от наличия материалов и подготовленности учителя. 
Но, как правило, такая работа в городских образовательных учреждениях ведется на русском языке. В этом подход современного учителя-предметника значительно расходится с той привычной практикой, когда он, начиная с первых уроков, прежде всего, стремился создать «языковую среду». Если учитель целенаправленно избирает в качестве первоочередного ориентира оформление, огранку внутреннего мотива предстоящей работы с бурятским языком, то для достижения своей цели должен выбрать самые действенные средства. Поэтому как на начальном, так и последующих закрепляющих этапах обучения бурятскому языку, как ни странно, упор делается на русский язык, который, безусловно, в современных условиях российской действительности обладает гораздо большим потенциалом для того, чтобы создать в сознании русскоязычных школьников мощную информационную, образно-эмоциональную платформу изучения бу-рятского языка. И, как показывает практика, удержать устойчиво разви-вающий интерес ученика к предмету только внешними сторонами урока, каким он, на наш взгляд, ни был интересным и содержательным, невоз-можно. Обучение бурятскому языку, которое при создании прочной мотивационной основы может перерасти в его практическое изучение, средствами русского языка дает уже на начальном этапе своеобразный эффект, большой объем этноязыковых, культурных знаний. 
При таком подходе информационный курс обычно насыщается са-мыми различными материалами и не ограничивается строгими рамками уроков бурятского языка. Безусловно, в современных условиях учебно-методического обеспечения и его финансирования просто замечательно, когда видеофильм, книга, альбом репродукций, набор открыток, фо-нотека, значки и т.д. оказываются в руках каждого школьника и между ними завязывается спонтанный обмен учебным материалом. Дело учителя – поддерживать этот процесс организационно: ненавязчиво его направлять, отслеживать результативность, отражать изменение эрудированности детей в новой для них области знаний, обеспечивать обратную связь между усилиями и достижениями. В информационном плане актуализируются и приводятся в единую систему, прежде всего, те этнокультурные знания, которые дети могут получить вне школы через прессу, телевидение, радио, художественную литературу и другие источники. Потому школьный урок бурятского языка сегодня, используя все это, призван приводить в порядок, наводить своеобразный лоск, накладывать решающий мазок на картину мира, которую пишет сама жизнь на палитре сознания каждого ребенка. 
Как показывают наши данные, в современных городских образовательных учреждениях учителя бурятского языка, придерживающие такой формы обучения, уже с первых уроков начинают широко использовать детские энциклопедические материалы, научно-популярную литературу, видеофильмы, фонозаписи фольклорных и литературных исполнений, художественные альбомы на русском языке, а также тексты, снабженные подстрочными переводами. Таким образом, вновь утверждается простая истина: интересная информация сделает свое дело, даже если она не будет усвоена в соответствии с канонами традиционной методики. Здесь, как нам кажется, педагогическая цель должна быть принципиально другой: поразить воображение, впечатлить, восхитить, открыть новые горизонты. Мы перелистываем страницу за страницей, давая ученику схватить лишь намеки, лишь зацепки, отдельные черты традиций и обычаев, расставляя акценты на отличии, своеобразии, неповторимости бурятского языка и культуры. Безусловно, каждый ученик из этого огромного массива и многообразия информаций уяснит, для себя возьмет разный объем знаний. Но конечный результат будет универсальным: желание разобраться, вникнуть поглубже. Такая мотивационная работа служит конкретной цели: хотению иметь дело с бурятским языком. 
Следующий этап работы, обычно на практике это второй месяц обучения, связан с интенсивным фонетическим курсом на основе популярных песенных материалов в исполнении как эстрадных, так и классических артистов Бурятии. Эта работа является одновременно и продолжением первого – мотивационного – учебного цикла, и началом нового – артикуляционно-фонетического. Преобладающий на этом этапе вид работы – слушание (чтение поэтических произведений) со зрительной и семантической опорами (текстом и подстрочным переводом). Мотивирующая сторона происходящего заключается в том, чтобы вызвать всплеск эмоциональной восприимчивости к бурятскому языку. Ученики погружаются в привлекательный культурный контекст, который им близок: ведь в каждой семье слушают музыку. Другое дело, что учитель профессионально обеспечивает более высокий уровень восприятия: строго подбирает высокохудожественный репертуар, обеспечивает понимание смысла песен, делает слушание бурятской музыки полноценным в эстетическом и эмоциональном плане занятием. Эмоциональная привлекательность, зажигательность музыки – языка космоса, языка, который понятен всем народам во все времена, - по-ставлены на службу дидактическим целям. Такой урок является частью жизни, внося в нее мощный воспитывающий императив. 
Когда позади несколько десятков популярных песенных произведений на бурятском языке, когда навык идентификации звучащего и графического текста песен уже достиг высокой степени автоматизации, когда «подглядывание в подстрочник» не требует усилий, только тогда появляется новый вид работы над языком. Это пение (или напевание) со звуковым (фонограмма), зрительным (текст песни) и семантическим (подстрочник) ориентирами деятельности. Безусловно, в этом процессе многие песни окажутся непроизвольно заученными наизусть. Но у учащихся появится интерес к коллекционированию хорошей музыки, в т.ч. и у тех, кто был ранее равнодушен к ней. Особая сторона – дети станут охотно списывать друг у друга слова песен. 
Результатом данного этапа является эмоциональная встроенность в фонетику бурятского языка. Как правило, ребенку на этом уровне уже нравится звучание бурятской речи, ее ритмика, мелодика. Критерием успешного продвижения на этом пути является появление собственных суждений и позиций по поводу звучания языка в разном исполнении. 
Важным признаком правильной работы является и то, что урок не заканчивается со звонком, а благодаря вездесущности и доступности магнитофонной записи, продолжается дома, даже по дороге домой, если у ученика есть проигрывающие устройства (плеер, MP3 и т.д.). Дав ученику очередное домашнее задание в виде фонозаписи на компакт-кассете и соответствующие тексты песен с подстрочником, учитель может быть уверен: такое домашнее задание будет выполнено. 
Таким образом, работа учителей бурятского языка городских образовательных учреждений показывает, что в современных условиях языкового многообразия все большую роль в обучении бурятскому языку начинает играть первоначальный мотивационный этап, в результате которого у обучаемого формируется актуальное и некое повседневное информационное пространство и специализированный познавательный интерес изучения языка. Именно они становятся основой следующего этапа обучения – формирования артикуляционно-фонетической базы учащихся.
Категория: Статьи | Добавил: olgazandynova
Просмотров: 994 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма подписки

» Сайты на бурятском

» ИнтерБелый месяц

» Наши проекты

» Литер. проекты

» Сайты дацанов

» Портфолио

» Модули ИПК

» Форма входа

» Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 85

» Загрузка файлов

» Время жизни сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Поиск

» Закладки


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz