Проектная технология как один из путей поддержания мотивации учащихся при изучении бурятского языка - Статьи - Бурятский язык - Библиотека - Сеть творческих учителей бурятского языка "НАЙДАЛ"
Сеть творческих учителей бурятского языка "НАЙДАЛ" Воскресенье, 11.12.2016, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Приглашаем на новый портал - "Буряад IT - юртэмсэ" - http://buryad.icde.ru/"!!!
» Меню сайта

» Категории раздела
Уроки бурятского языка с ИКТ [7]
методические рекомендации [5]
Статьи [6]
Бурятский язык в начальной школе [9]
уроки бурятского языка [0]

» Полезные ссылки

» Пед.сообщества

» Вместе с Google

» Наши направления
ImageChef.com

» Песня о ФГОС

» Твитты

Главная » Файлы » Бурятский язык » Статьи

Проектная технология как один из путей поддержания мотивации учащихся при изучении бурятского языка
25.04.2012, 06:32
Процесс обучения языкам в общеобразовательной школе занимает довольно продолжительное время. Очевидно, что для эффективного овладения языком в таких условиях, необходимо постоянно поддерживать интерес к предмету. Любая деятельность совершается при наличии потребности, которая в свою очередь «опредмечивается» в мотиве деятельности (И.А.Зимняя). Потребности человека могут быть как витальными, так и интеллектуальными и моральными, последние он может удовлетворить непосредственно через речь. И тогда мы говорим о наличии коммуникативной мотивации, в основе которой лежат потребности двух видов: 
- потребность в общении, присущей человеку как существу социальному; 
- потребность в совершении конкретного речевого поступка. 
Первая потребность определяется как «общая коммуникативная мотивация, не зависящая от организации учебного процесса» (Е.И.Пассов); вторая есть ситуативная мотивация, которая определяется тем, как учитель обучает. Таким образом, учитель должен уметь создавать в учебном процессе условия для постоянной мотивационной готовности как важного фактора установления речевого партнерства, необходимого, в свою очередь, для процесса общения. 
Среди способов создания мотивации выделяются личность учителя, создание ситуаций общения, индивидуализация обучения. 
Каждый учитель по-своему решает проблему мотивации. Для нас одним из важных условий является создание благоприятного психологического климата, когда учитель выступает в основном как речевой партнер, способный выслушать точку зрения учащихся, согласиться с ними в чем-то или поспорить, но не навязывать своего исключительного мнения. 
На наш взгляд, когда школьники приступают к изучению бурятского языка интерес к предмету очень большой, но начиная с 5-го класса желание овладеть бурятским языком ослабевает с каждым годом. Главная причина, по-видимому, кроется в ложном представлении о некой абстрактной и мнимой обязанности ученика учиться. Учение - это познание. Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его собственную деятельность, не представляется возможной. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Доминирующими мотивами учебной деятельности должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами познания, чтобы мотивы самоосуществления себя как личности формировались у них в первую очередь. Признавая ведущую роль мотивации в обучении бурятскому языку, учителю необходимо представлять себе способы и приемы ее формирования у детей. Одним из путей поддержания и развития мотивации является использование новых технологий, в частности технологии проекта. 
В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как активизация познавательной деятельности, преодоление инертности и безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на бурятском языке из-за возможных ошибок в речи. Данная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения. Использование метода проектов реально превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель же выступает в роли помощника и консультанта. Так, использование проектной технологии позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению бурятского языка посредством: 
- коллективной формы работы, которая дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; 
- в группе, работающем над проектом, сильные учащиеся при необходимости оказывают помощь другим, более слабым учащимся, что делает обучение более эффективным и для тех, и для других; 
- каждый ученик получает самостоятельный участок работы. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта. 
Таким образом, в технологии учебного процесса происходит смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность, изобретательность учащихся, а педагогическая роль учителя приобретает патронажный характер. При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а главное, при отработке навыков и умений его практического применения этот метод, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных. 
Учащиеся должны видеть практическое применение бурятского языка. Традиционно считается, что на уроке бурятского языка, также как и на уроках иностранного языка, дети упражняются в письме, чтении, аудировании, говорении. Но в реальной жизни эти виды деятельности в качестве самостоятельных встречаются редко. Как правило, человек читает, чтобы узнать больше, мы говорим или пишем, дискутируем, чтобы совместно решить проблему и т.д. А что происходит на уроке? Чаще всего ученик говорит, пишет, читает, слушает, чтобы доказать, что он что-то знает и умеет говорить на бурятском языке. Содержание деятельности, как правило, остается за кадром, и для ученика изучение языка носит формальный характер (надо знать), он не видит возможности реально воспользоваться своими знаниями. 
Устранить этот недостаток можно, используя приемы проектной методики, основными принципами которой являются: 
• формулировка конкретной цели, направленной на достижение не «языкового», а практического результата (употреблять язык в коммуникативных целях, позволяющих узнать новое; совместно сделать что-либо и т.д., в то время как языковая задача – научить учащихся выражать собственные мысли и опыт); 
• обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы; 
• каждый ученик (или группа учащихся) получают конкретное задание, нацеленное на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка; 
• учащиеся работают самостоятельно, учитель помогает им в подборе материала, советует правильно расположить его и т.д. 
Такой метод обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Таким образом, у учителя есть мощное средство поддержания и развития мотивации к изучению бурятского языка – проектная технология. Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность по овладению бурятским языком. 
При организации работы учащихся с использованием приемов проектной методики важно иметь в виду следующее: 
1. Процесс работы не менее важен, чем её результаты. 
2. Учебный процесс строится в логике деятельности, а не в логике изучаемых предметов. 
3. Опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы формирует (воспитывает) привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути. 
4. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает возможности для развития личности учащихся. 
5. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника. 
6. Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. 
На начальном этапе обучения бурятскому языку могут быть рекомендованы следующие проектные задания: 
• «Анкетный опрос»; 
• «Оформление коллажа»; 
• «Салатный урок» (по теме «Еда»); 
• «Мы ищем «следы» бурятского языка»; 
• «Моя родословная»; 
• «Загадки, пословицы». 
Обобщая вышесказанное, отмечаем, что проблему успешной мотивации можно решить, используя такие приемы обучения, в которых уроки бурятского языка не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта - это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников. 
Участие детей в подготовке проекта дает возможность найти применение их индивидуальным особенностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Кроме того, в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся 
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач: 
учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и других источников; 
в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется: вместе контролера он становится равноправным партнером и консультантом; 
в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности; 
усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности; 
совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Формы презентации: репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, шоу, концерт, дискуссия и т.д.
Категория: Статьи | Добавил: olgazan
Просмотров: 1139 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма подписки

» Сайты на бурятском

» ИнтерБелый месяц

» Наши проекты

» Литер. проекты

» Сайты дацанов

» Портфолио

» Модули ИПК

» Форма входа

» Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 77

» Загрузка файлов

» Время жизни сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Поиск

» Закладки


Copyright MyCorp © 2016
Конструктор сайтов - uCoz