Сеть творческих учителей бурятского языка "НАЙДАЛ" Пятница, 26.04.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Приглашаем на новый портал - "Буряад IT - юртэмсэ" - http://buryad.icde.ru/"!!!
» Меню сайта

» Категории раздела
Уроки бурятского языка с ИКТ [7]
методические рекомендации [5]
Статьи [6]
Бурятский язык в начальной школе [9]
уроки бурятского языка [0]

» Полезные ссылки

» Пед.сообщества

» Вместе с Google

» Наши направления
ImageChef.com

» Песня о ФГОС

» Твитты

Главная » Файлы » Бурятский язык » методические рекомендации

«Внедрение электронного учебника «Буряад хэлэн» в процесс обучения бурятскому языку»
06.02.2012, 16:23
«Внедрение электронного учебника «Буряад хэлэн» в процесс обучения бурятскому языку».
Родной язык учащихся – одно из эффективнейших средств воспитания и обучения в школе. Это относится ко всем народам, в том числе и к бурятскому. Наша школа была основана в 1946 году. Со дня основания школа является национальной, поэтому более 60 лет ведутся бурятский язык и литература. Основным требованием к урокам языка является усиление практической направленности, умение учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме.
В рамках традиционного обучения в школе созданы условия для максимального развития каждого ученика. Для этого учитываем индивидуальные особенности учащихся, осуществляем индивидуальный подход, который является одним из важнейших дидактических принципов.
Задача учителей – родноведов в том, чтобы стимулировать учащихся овладевать родным языком сознательно.
В связи с процессом гуманизации обучения и реформой школы практические основы изучения бурятского языка и литературы стали центром всеобщего внимания. В школе работают 3 кабинета бурятского языка и литературы, способствующие воспитанию и формированию менталитета учащегося-бурята
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включение его в самостоятельную познавательную деятельность
Поэтому перед нами, учителями бурятского языка, возникает вопрос: каким образом, какие компетенции можем сформировать мы?
Одной из важнейших для бурят является проблема сохранения бурятского языка. Сузилась сфера применения бурятского языка, постепенно он был вытеснен из делового и почти исчезает из бытового общения. В настоящее время только 35% коренного населения бурят являются носителями языка.
Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности мы создаем оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение электронного учебника «Буряад хэлэн» в процесс обучения.
Актуальность внедрения электронного учебника «Буряад хэлэн» в процесс обучения бурятскому языку обусловлена, с одной стороны, необходимостью отвечать современному уровню развития образовательных средств для повышения эффективности образовательного процесса, и, с другой стороны, слабой обеспеченностью учебно-методическими пособиями по родному языку и литературе в печатном виде.
Прошло почти пять лет как первые электронные учебники поступили в средние школы. Учителя бурятского языка впервые стали проводить уроки в компьютерных классах, частично решилась проблема с бурятскими шрифтами, у родноведов появились первые электронные словари, тексты, таблицы, тестовые упражнения и игры на бурятском языке.
Проведены специальные курсы по обучению преподавателей работе с электронным учебником, как выездные, так и на базе Федерации Интернет-Образование ВСГТУ. В 2007-2008 гг. организованы республиканские турниры по электронному учебнику, в которых приняло участие в общей сложности около 400 конкурсантов с районов республики.
Проведенные мероприятия показали, что учебник востребован не только в школах, но и в вузах и средних специальных учебных заведениях. Апробирование электронного учебника бурятского языка в школах республики и АБАО подтвердило, что в современных условиях наряду с бумажными носителями крайне необходимо создание мультимедийных проектов для изучения бурятского языка.
Электронный учебник «Буряад хэлэн» - одно из эффективных средств обучения, которое можно применять:
а) при объяснении нового материала;
б) при поиске необходимой информации;
в) для развития речи;
г) для проверки полученных знаний и навыков;
д) при составлении текстов и их редактирования;
е) для обеспечения наглядности материала с помощью имеющихся в учебнике таблиц и картин.

Ниже представлен фрагмент тематического плана по теме «Фонетика» в 5ом классе с использованием электронного учебника «Буряад хэлэн»
 — һурагшадай өөһэдөө ажаглаха, уншаха текстнүүд (ученик должен самостоятельно изучать текст)
- номой бүлэгһөө темэдэ орохо (перейти с одного раздела в другой)
• — холбоо хэлэлгэ хүгжөөлгэ, элдэб түхэлэй аман, бэшэмэл хүдэлмэри (развитие речи, творческие работы)
Сэдэб (тема) Үзэгдэхэ материал (Содержание материяала) Һурагшадай мэдэсэ үргэдхэлгэ, холбоо хэлэлгэ хүгжөөлгэ (Этапы деятельности, развитие речи учащихся) Электронно номой материал
(Материалы из электронного учебника)
I. Фонетикэ. Фонетикэ тухай ойлгосо.
(Фонетика. Понятия о фонетике)

Хэлэн тухай ойлгосо. Фонетикэ тухай ойлгосо. Хэлэлгын мүсэнүүд.
Хэлэлгын абяанууд.
(Понятие о языке. Понятие о фонетике. Органы речи. Звуки)

Бүхы дэлхэйн арадууд өөрын хэлэтэй, тэдэнь хэлэлгын абяануудай хүсөөр гаргагдана, хангагдана. Буряад хэлэн буряад арадай хоорондоо харилсан, бодолоо андалдаха зэбсэг, түрэлхи хэлэн болоно. Хэшээлэйнгээ эхиндэ багша оролто үгэдөө Буряад республикын газарай байгууламжатай, һүлдэ тэмдэгүүдтэй танилсуулха.
Энэ бүлэг соохи текстнүүдэй удхатай танилсуулаад, түргэн, удаан, йотированна аялгануудые олгохо, зүбөөр уншуулха, аялгануудай илгаа зааха г. м. даабаринуудые зохёон тааруулха.
(При изучении данной темы обратить внимание учащихся на символы республики Бурятия (флаг, герб и гимн) изучить географическую карту Бурятии, публицистические статьи о Бурятии, стихи, пести и т.д. “Эхэ нютаг”

“Буряад республика”

 “Буряад орон”
 “Ниислэл хото”
• Зурагай суглуулбари

Применение электронного учебника позволяет усилить мотивацию, развить познавательные способности учащихся, дает положительную эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, мышление. При использовании электронного учебника на уроках у учащихся появляется интерес и внимание к работе со словом, что способствует реализации ключевой идеи концепции преподавания бурятского языка: восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и личности. Компьютер помогают учителю создать новые условия работы в классе, изменить способ мышления современных школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Электронный учебник «Буряад хэлэн» содержит теоретический учебный материал, практически-ориентированные задания, тренировочные и контрольные тестовые упражнения, обучающие и развивающие игры, произведения устного народного творчества, художественные и познавательные тексты, рисунки и фотографии, направленные на использование полученных знаний не только в учебной деятельности ребёнка, но и во всех других сферах жизни.
Дети при наличии компьютеров могут самостоятельно изучать бурятский язык в рамках школьной программы. Особенно это важно для школ, в которых отсутствуют учителя бурятского языка и литературы. Используя данный учебник, ученики приобретают глубокие знания по родному языку, истории, краеведению, литературе, природе Бурятии, материальной и духовной культуре бурят. Использование в учебных материалах информации табличного представления, большого архива фотографий, ссылок справочного характера, электронных вариантов словарей дают широкие возможности для использования различных методов в процессе обучения.

В учебном процессе электронный учебник может оказать помощь учителю в дифференциации обучения, для систематизации знаний, закрепления умений и навыков учащихся. Успешность тренингов во многом определяется возможностью обеспечить каждому ученику:
• индивидуальный набор упражнений;
• полную самостоятельность выполнения работы;
• непрерывный контроль и управление.
• Исследования показали, что при использовании компьтерных технологий в обучении:
• ученик работает активно и самостоятельно в пределах определенной дидактической среды;
• реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься; мотивация является важным шагом на пути выбора задания;
• изменяется форма контроля: учащего контролирует компьютер, но и сам он контролирует себя;
• у ученика вырабатывается умение соблюдать тишину, работать концентрированно, не мешая другим, развиваются навыки коммуникативной культуры;
• даже при отсутствии собственного опыта выполнения задания, он может рассчитывать на помощь учителя, одноклассников, на помощь справочников, словарей;
• ученик осуществляет поиск нужной информации по заданной учителем теме в источниках различного типа; выбирает вид чтения в соответствии с поставленной учителем целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и пр.);
• работает с двуязычными словарями, переводит информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из визуального ряда в текст и др.);
• учится передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
• на основе информационных источников учебника отбирает и создаёт материал для устных сообщений.
• учащиеся получают возможность развивать коммуникативно-когнитивные умения в процессе изучения родного языка.
• формируется иная, чем на традиционном уроке, культура поведения учителя: он наблюдает за ходом самостоятельной работы учеников, оказывая индивидуальную помощь только в случае необходимости.

Качество знаний и навыков учащихся по бурятскому языку проверялось в ходе апробации данного учебника в одном классе с 2006 по 2009., с 2009 по 2010 учебные годы (5-8 классы).


2006-2007 уч/год 2007-2008 уч/год 2008-2009 уч/год 2009-2010 уч/год
Средний балл 3,67 3,86 3,90 3,91
СОУ 50,67 57,14 58,33 58,46
Качество знаний 48,14 57,14 58,33 58,46

После апробирования электронного учебника в нашей школе мы хотим внести предложения и рекомендации по возможному использованию достигнутых результатов на уровне школы, района, республики.
• Введение в учебный план специальных часов по работе с электронным учебником в кабинетах информационных технологий.
• Оснащение компьютерами кабинетов бурятского языка.
• Проведение курсов повышения квалификации работников образования в области современных технологий и специальные семинары по курсу электронного учебника «Буряад хэлэн» на базе РБНЛИ №1.
• Размещение учебно-методических материалов, полученных по результатам проекта на сайте бурятского языка: www.buryadxelen.org
• Выпуск обновленной версии электронного учебника бурятского языка с учетом пожеланий и замечаний преподавателей и пользователей.
• Подготовка и выпуск методических рекомендаций к электронному учебнику.
• Дальнейшее развитие сайтов бурятской литературы, бурятского языка и бурятской музыки с учетом пожеланий и замечаний.
• Разработка и выпуск электронного учебника для не знающих бурятский язык.
• Выпуск новых электронных игр на бурятском языке.
• Дублирование на бурятский язык мультипликационных и художественных фильмов.
• Оснащение родноведов видеодисками на бурятском языке («Торгон зам», «Мїнгэн дућал», «Алтаргана», «Мїнхэ тэнгэриин хїсэндэ», «Мандуухай сэсэн хатан», «Первый нукер Чингисхана», «Мїнгэн шїрэ», «Звезды Белого месяца» и др.).
• Выпуск красочных наглядных материалов для кабинетов бурятского языка.

Вышеперечисленные мероприятия, а также республиканские мероприятия – конференция по проблемам бурятского языка (2007,2010 гг .), конкурс «Эрхим багша-2007,2009», форум бурятского языка (ноябрь 2008 г.) показали на практике, что учителя активно используют материалы учебника. Кроме учебной деятельности преподаватели бурятского языка используют в оформлении кабинетов и стендов школы познавательные разделы, студенты, ученые, журналисты активно работают с электронными словарями.
Т.е. можно смело сказать, что разработанный с целью активизации обучения бурятскому языку электронный учебник показывает реальные результаты. И я, как один из авторов учебника, счастлива, что принимаю самое активное участие в этой увлекательной и необходимой работе. И я вижу, что электронный учебник всего лишь начало внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательную деятельность по развитию государственного бурятского языка.
Категория: методические рекомендации | Добавил: Yanjima
Просмотров: 3983 | Загрузок: 54 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма подписки

» Сайты на бурятском

» ИнтерБелый месяц

» Наши проекты

» Литер. проекты

» Сайты дацанов

» Портфолио

» Модули ИПК

» Форма входа

» Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 85

» Загрузка файлов

» Время жизни сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Поиск

» Закладки


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz