Букварь-узэглэл
Тема: Обозначение твердости\мягкости согласных с помощью гласных О-Ё
Цель: вывести способ обозначения твердости\мягкости согласных звуков с помощью гласных букв о-ё
Задачи: анализировать условия решения задачи;
ввести правило русской графики для обозначения твердости\мягкости согласных с помощью гласных О-Ё;
учить правильно выбирать гласную букву как знак мягкости или твердости согласного;
развивать умение различать твёрдость и мягкость согласного на слух;
осознать необходимость ориентировки на гласную букву при чтении слова.
Тип урока: Решение частной учебной задачи.
- Мотивационно-целевой компонент урока.
1.1. Психологический настрой
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам радость общения. На уроке нам помогут внимание, наблюдательность, смекалка.
1.2. Создание учебной ситуации
Задание 1. Цель: создать ситуацию успеха
- Посмотрите на иллюстрацию. Что это такое? ( картина «Мол»)
- Какое предложение можно придумать с этим словом?
- Кто может составить звуковую модель этого слова?
- Кто может сделать буквенную запись слова?
Задание2. Цель: подвести учащихся к постановке учебной задачи.
- Ой, простите, я нечаянно рассыпала землю на пол. Что нужно делать?
- …, иди, пожалуйста, убери мусор. Вот тебе веник и совок.
- Что делал …? - Он мёл.
- Сможете ли вы сделать звуковую модель этого слова?
- Сравните звуковые модели двух слов.
- Сделайте буквенную запись слова.
- Почему вы затрудняетесь? Сформулируйте причину своих затруднений. – Осознание детьми недостаточности знаний, т.е. разграничение своих знаний\незнаний (Не можем обозначить буквами мягкость звука м).
1.3. Постановка учебной задачи.
- Какую задачу мы должны поставить перед собой на этом уроке? О чём мы должны узнать? Как обозначить мягкость звука м в слове мёл?
2. Операционно-содержательный компонент.
2.1. Анализ условий решения учебной задачи.
- Давайте все вместе запишем это слово буквами. Какой буквой обозначим мягкий звук мь в слове мёл? А в слове мол почему твёрдый звук м обозначили такой же буквой?
- Как можно зафиксировать это в модельной форме.
- Какой второй звук в слове мёл? Какой буквой обозначим этот звук?
- Назовите третий звук. Какой буквой обозначим его?
- Прочитайте, какое слово получилось?
- значит, мягкость звука м мы смогли обозначить?
- как нужно обозначить? Какие варианты у вас есть?
2.2. Введение правила русской графики. Цель: конкретизировать известные способы письма.
- Ваши варианты все хороши, но они понятны не всем пишущим и читающим по-русски. Я вам говорила, что люди давно придумали значки, т.е. буквы для обозначения твердости\мягкости согласных звуков. Они договорились писать слова по закону русской графики. Например, у гласной а после согласного какая работа? Что означает буква я после согласного?
Так подумайте и скажите, как обозначить мягкость согласного м в слове мёл? – специальной буквой Ё. (показ печатной буквы). Она обозначает гласный звук о и указывает на мягкость предыдущего согласного.
- Скажите, какую работу выполняет гласная буква ё после согласного? Покажите это на модели.
- Подумайте и скажите в слове МОЛ у гласной а одна или две работы?
- Покажите её работу на модели.
2.3.Игра «А я знаю» Цель: учить правильно выбирать гласную букву как знак мягкости или твердости согласного.
- Я буду говорить слова, а вы покажите на веере: какой буквой нужно обозначить твердость или мягкость согласного перед гласным.
пол, рёв, дом, нос, лёд, нёс.
2.4. Вывод о способе обозначения твердости\мягкости согласных звуков с помощью гласных букв о-ё
- Как мы обозначаем твердостьи мягкость согласных перед гласными о-ё?
- Как это зафиксировать на схеме?
- Где место гласного ё на ленте букв?
3. Контрольно-рефлексивный компонент.
3.1. Игра «Кто внимательный?». Цель: развивать умение различать твёрдость и мягкость согласного на слух + разрядка
- я показываю вам слоги. Если слог с мягким согласным – вы сидите, а если с твёрдым согласным, вы встаёте. Условие игры вам понятно?
МО МЁ НО НЁ РЁ ЛЁ РО ЛО
3.2. Чтение слов. Цель: осознать необходимость ориентировки на гласную букву при чтении слова.
- Даны слова. Вы должны их прочитать. На что будете обращать своё особое внимание, чтобы не ошибиться при чтении слов ?
- Если увидите гласную о, как будете читать предыдущий согласный? А если ё?
лён Алёна
лом Лёля
орёл ороо
Лёня орёо
3.3. Перенос закона русской графики на бурятские слова Цель: срабатывает ли закон русской графики?
- Что вы скажете про последние два слова? Русские или бурятские?
- Как вы их прочитали? Почему?
- Как вы думаете, правила обозначения твердости /мягкости согласных с помощью гласных о-ё работает ли на бурятских словах?
- А это одна гласная или две? Работу гласной можете показать на модели?
3.4. Постановка задачи на следующий урок. Вы теперь сможете правильно написать слово мёл? Какую гласную вы напишете? А писать эту гласную мы научились? Задача следующего урока какая будет? |